Так считают в Бурятии. В рамках действующего документа на берегу озера невозможно создание особой экономической зоны туристко — рекреационного типа. Этот вопрос соседи уже подняли на уровне Совета Федерации.
Иркутские чиновники и деятели науки также видят в изменениях рациональное зерно.
Развитие двух из пяти особых экономических зон приторможено. Иркутской области и Бурятии в этом смысле, можно сказать, повезло. На Байкал в правительстве по-прежнему делают большую ставку. Однако местные жители столкнулись с непреодолимым препятствием. Закон о Байкале настолько рьяно охраняет озеро, что запрещает практически любую хозяйственную деятельность на берегу. Об этом в начале марта представители Бурятии рассказали в Совете Федерации.
Арнольд Тулохонов, директор Байкальского института природопользования ран, депутат народного хурала Бурятии: «Закон неправильный, закон не действует.... нельзя бороться с народом, который живет на его берегах. Там написано русским языком нельзя строить школы , больницы, заправки, Нельзя выпрямлять дороги, добывать шкурки, нельзя их продавать, обрабатывать, нельзя их красить. Ничего нельзя делать. Таким образом, федеральный центр говорит заранее, что эти люди должны оттуда выехать.»
«Федералы» не торопятся нам помогать — заявила бурятская делегация. В то время, когда закон менять нужно в срочном порядке. Сенаторы все как один с этим согласились, и уже на следующий день предложили правительству России разработать новую программу по защите озера.
Закон о Байкале был принят в 1999 году. Во многом благодаря ученым иркутского лимнологического института. Они выдержали не одну баталию со сторонниками промышленного освоения Байкала. Принятие Закона помогло ЮНЕСКО включить священное озеро в список мирового наследия.
Сама идея закона, защищающего Байкал, родилась в середине 80-х годов. Директор лимнологического института, академик Михаил Грачев — один из авторов документа.
Михаил ГРАЧЕВ, АКАДЕИМК, ДИРЕКТОР ИРКУТСКОГО ЛИМНОЛОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА: «Я считаю, что закон этот менять не надо. Это закон рамочный. В нем не содержится никакого запрета на строительство особой экономической зоны. А вот постановление правительства, это уже не рамочный документ. По нему действительно запрещается чуть ли не все.
Депутат Заксобрания, председатель комитета по законодательству и природопользовании, экологии и сельскому хозяйству Юрий Фалейчик закон о Байкале считает устаревшим и жестоким. В этом он поддерживает чиновников из Бурятии.
Юрий Фалейчик, председатель комитета по законодательству и природопользовании, экологии и сельскому хозяйству: «Байкал — это не только природное достояние. Это территория, где должны, должны жить люди. И мы должны сделать все, чтобы в идеале, он был густо заселен.»
В Совете Федерации прозвучали и другие требования чиновников из Бурятии. В частности, снизить цены на авиабилеты до республики, выровнять тарифы на электричество, навести порядок на таможне и отдать берег Байкала в частные руки.
Владимир Матханов, депутат государственной думы федерального собрания РФ: «То есть мы должны всю прибрежную зону под соответствующую ответственность раздать. Частным инвесторам, конечно, с отягощением их в части экологических требований, социальных требований, безопасности и открытости доступа населения на берег. Чтобы весь берег не был застроен заборами.»
Академик Михаил Грачев поддерживает идею частной собственности на Байкале. Будет с кого спросить. Но для начала нужно утвердить природоохранную зону, этого до сих пор не сделано.
Михаил Грачев, академик, директор иркутского лимнологического института: «Практически получается, что выносится запрет на туризм частный. Потому что от всех требуют строить очистные сооружения, и так далее. То чего сроду не было. По моему самые хорошие очистные сооружения, если речь идет о малом количестве народу, это выгреб обычный сельский. Уж из этого выгребы вода в Байкал никак не течет.»
Особая Экономическая зона в Большом Голоустном — этот проект активно обсуждался в течение последних двух лет. Теперь появилась альтернатива. С закрытием БЦБК зона особой экономики может переместиться в Байкальск. Но и в этом случае камнем преткновения , опять-таки, станет закон о Байкале.
Юрий Фалейчик, председатель комитета по законодательству и природопользовании, экологии и сельскому хозяйству: Это реальная коллизия между законодательством об особой экономической зоне, а с другой стороны законодательством о Байкале. Эту коллизию надо снимать. Хорошо что наши соседи подняли этот вопрос на очень большую высоту. И я думаю, что нам есть смысл к ним присоединиться и выработать какое-то совместное мнение.
Дмитрий Мезенцев, земеститель председателя Совета Федерации федерального собрания РФ: «Я думаю что один из ближайших шагов которые мы должны сделать про прозвучавшим предложения это провести серьезные парламентские слушания с участием и депутатов и российских сенаторов.»
Вопросы, связанные с Законом о Байкале, в компетенции федеральной власти. И решать их нужно. Главное, вновь не перестараться. Закон, который на практике оказался слишком строгим, не должен стать и излишне либеральным.
Источник: АИСТ ТВ