Сгорят в печи или будут съедены насекомыми. В поселке Большая Речка Иркутского района разрушаются деревянные работы известного скульптора Юрия Панова. А дом мастера, где все это хранится, уже давно выставлен на продажу.
Это не просто поленница, а все, что осталось от деревянной скульптуры Юрия Панова. Звучит страшно, но с наступлением холодов "Родина-мать" сгорит в огне. Возможно, та же участь ожидает и другие знаменитые на весь мир работы. Деревянные фигуры разрушаются.- Мы когда подошли сюда, здесь все было усыпано мурашами, вот они и сейчас еще. Такое огромное количество, аж страшно было, - говорит супруга скульптора Юрия Панова Надежда Панова.
Четыре года назад Юрия Панова не стало. В истории современного искусства он известен как автор первой композиции, посвященной жертвам политических репрессий. В 1980 году художник установил эту деревянную стелу у ворот дома. Наверху - Сталин, а рядом Берия и Каганович нашептывают ему имена жертв, внизу - лица людей, которых автор знал лично, все они погибли в лагерях. В середине восьмидесятых об этой работе писали во многих федеральных СМИ. Одни говорили, что за такое произведение искусства нужно посадить повторно. Но были и те, кто восхищался творчеством художника.
- И приехал Евтушенко. Он увидел и сказал: "Юрочка, что ты сделал". Тогда еще не было Эрнста Неизвестного. Он обнимал эту стелу, восторгался, - говорит супруга скульптора Юрия Панова Надежда Панова.
Эта запись сделана в 2002 году. В своих работах автор неоднократно возвращался к теме репрессий. Его отец умер в лагерях. А сам Юрий Андреевич провел 10 лет в местах лишения свободы за карикатуру в личном письме из армии. 20 век у него всегда ассоциировался со злом.
- Я пытался изобразить весь наш злосчастный век. И всю нашу цивилизацию. Крови много было пролито и страданий было очень много, - говорит скульптор, резчик по дереву Юрий Панов.
На воротах красуются две змеи - они символизируют хранителей дома. Когда художника не стало, одна из фигур частично разрушилась. Он надеялся основать родовое гнездо. Но дети и внуки отказались в нем жить. Уже год на заборе табличка - "Дом продается". А вместе с ним и десятки произведений, созданных автором. Вдова из-за возраста уже не может заботиться о домашнем музее. На сегодняшний день ни одна организация не взяла на себя ответственность за сохранение уникальных резных работ.