В Великобритании идет оживленная дискуссия по поводу внедрения в конструкцию автомобилей устройств принудительного ограничения скорости, если водитель едет быстрее, чем того диктуют дорожные знаки на конкретной трассе. Как и у любого другого подобного нововведения, нашлись свои сторонники и противники. Британские власти ратуют, естественно, за использование данной технологии, народ протестует, отстаивая свое право на сознательный выбор: нарушать или не нарушать.
Правительственные эксперты по транспорту утверждают, что автоматическое регулирование скорости позволяет снизить количество аварий на существенные 29 процентов – цифра серьезная. Общественные организации и пресса заявляют, что это не станет "панацеей", а проблема заключается в умах несознательных водителей и никакими электронными "примочками" ее не решишь. Как говорил дядюшка Фрейд, "нужно лечить болезнь, а не ее симптомы". Более того, существует мнение, что подобные ограничители могут даже наоборот нанести вред и провоцировать ДТП.
Вообще идея об автоматическом регулировании скоростного режима ходит по миру уже не первый год, правда, воплощать в жизнь ее пытаются разными способами. Главная же техническая задача состоит в том, чтобы превратить дорогу в огромную автоматизированную транспортную сеть. Над ее решением сегодня трудятся огромное количество людей, работающих как в крупных научно-исследовательских институтах, автомобильных компаниях и фирмах-производителях комплектующих, так и в правительственных организациях разных стран. Это целый комплекс устройств, начиная от систем машинного зрения и заканчивая современными технологиями в области телекоммуникации и обработки информации.
Пока же речь идет о более простом устройстве, которое может появиться на автомобилях уже завтра. У него существует одна функция: контроль скоростного режима. Власти Великобритании намерены создать электронные карты страны с подробной информацией о допустимой скорости на каждом участке конкретной дороги. Затем с помощью спутниковой навигации будет определяться местоположение машины и ее скорость. Если машина движется быстрее установленных лимитов, то сработает электроника, ограничивающая подачу топлива или даже задействующая тормоза. Именно такая система, по мнению экспертов, должна помочь спасти жизни и даже сократить выбросы углекислого газа, ведь многие водители любят "притопить педальку", а вместе с ростом скорости увеличивается и потребление топлива.
Транспортная комиссия и Форум автомобилистов, которые консультируют британское правительство, призывают министров обеспечить массовое внедрение подобной системы. Тем не менее, планируется, что устройства ограничения скорости будут устанавливаться на добровольной основе по желанию автовладельца.
Представитель Форума автомобилистов Джон Льюис в интервью BBC заявил, что такие системы помогут нерадивым водителям избавиться от уплаты штрафов и не беспокоиться за свои водительские удостоверения, ведь лихачество станет невозможным. "Но мы полагаем, что ограничитель скорости должен устанавливаться на добровольной основе. Водители должны сами решать, хотят ли они оснастить свою машину подобной функцией или нет", - добавил Льюис.
Джон Йорк, руководитель автопарка крупной компании British Gas, чьи микроавтобусы уже оснащены устройствами, ограничивающими скорость на уровне 70 миль в час (112,7 км/ч), признал, что эта система уже помогла сократить количество ДТП с участием автомобилей компании. Он также добавил, что внедрение данной технологии должно параллельно идти с обучением техники безопасной езды.
Представители влиятельной британской организации Safe Speed выступают против принудительных ограничителей скорости, аргументируя свое решение тем, что подобная электроника "оболванивает" водителей, превращая их в недееспособных и пассивных существ за рулем. Клэр Армстронг, участница организации, заявила, что "таким образом, мы снимаем моральную ответственность с водителя". В пример она привела людей, работающих за рулем большегрузного транспорта, на который устанавливают ограничители скорости. Водители перестают обращать внимание на дорогу и едут, словно зомби в "сумеречном" режиме.
Дерек Чартерз из Исследовательского общества автомобильной промышленности (Motor Industry Research Association) предостерегает об опасности применения автоматических ограничителей скорости. "Представьте себе такую картину, когда одна машина пошла на обгон и вот уже практически совершила маневр, как в действие вступила электронная "уздечка" и резко осадила автомобиль перед носом у другой машины". Так и до аварии недалеко, это не единственный пример, "побочных эффектов" от работы системы, ведь существуют разные ситуации, когда необходимо иметь достаточный запас тяги под правой педалью.
Источник: ДНИ