Состояние дорог всегда являлось показателем благополучия любого города и государства в целом. Но оно же стало камнем преткновения для администрации Иркутской области и города. Около 6,6 млрд рублей направлено на ремонт, строительство и реконструкцию региональных дорог в 2014 и 2015 годах в Иркутской области. Свыше 1,8 млрд рублей выделено в 2014 году на ремонт и капремонт автодорог, находящихся в областной государственной собственности, и порядка 1,2 млрд рублей – в 2015 году. На строительство и реконструкцию дорог регионального значения в этот период предусмотрено около 3,6 млрд рублей.
Состояние дорог всегда являлось показателем благополучия любого города и государства в целом. Но оно же стало камнем преткновения для администрации Иркутской области и города. Около 6,6 млрд рублей направлено на ремонт, строительство и реконструкцию региональных дорог в 2014 и 2015 годах в Иркутской области. Свыше 1,8 млрд рублей выделено в 2014 году на ремонт и капремонт автодорог, находящихся в областной государственной собственности, и порядка 1,2 млрд рублей – в 2015 году. На строительство и реконструкцию дорог регионального значения в этот период предусмотрено около 3,6 млрд рублей.
В 2014 году начался самый масштабный ремонт за последнее время на автодороге Тайшет – Чуна – Братск. На его реализацию выделено 676 млн рублей, из которых 500 млн – федеральные средства. Еще один немаловажный проект – трасса Иркутск – Листвянка стоимостью 1 млрд 557 млн рублей, 136 из которых предоставила федеральная казна. Не потому ли, что по ней же на Байкал ездят делегации и чиновники к себе домой и на дачи. И даже несмотря на это, пора установить сферические зеркала для водителей, которые выезжают на байкальский тракт с второстепенных дорог. Не стоит забывать о безопасности движения на сложных участках дорог с ограниченной видимостью.
Время словесных отрапортований по выполнению сроков и «грамотных на бумаге» подрядчиков прошло. Требуется направлять усилия на реальные проблемные участки федеральных трасс М-53 и М-55 или внутригородские дороги, отмечают в региональном отделении ВПП «Правое дело». В Усолье-Сибирском сейчас ситуация на трассе критическая: автомобили стоят в многочасовых пробках, а фуры, постоянно проезжающие по городу, вызывают недовольство местных жителей. Про М-53 водители пишут не иначе как про полигон для танков, а не автодорогу. Известно, что ФКУ «Упрдор «Прибайкалье» Федерального дорожного агентства получило задание на разработку проектов обходов Усолья-Сибирского и Тулуна на трассе М-53 протяженностью около 40 км. Планируется, что в дальнейшем будут построены обходы Нижнеудинска и Куйтуна, и тогда федеральная трасса М-53 пройдет вдали от всех городов в Приангарье. В этом году Упрдор намерен закрыть два гравийных разрыва на трассе М-53 «Байкал» в Нижнеудинском и Тулунском районах Иркутской области (всего около 17 км). Таким образом, вся федеральная дорога станет асфальтированной и получит вторую техническую категорию, рапортуют в управлении. ФКУ передало в Росавтодор проект самого сложного участка на автодороге Р-258 "Байкал" (М-55) - 47-55 км. За опасный профиль водители называют этот участок "тещиным языком". Новая дорога в обход "тещиного языка" пройдет землями лесного фонда, ее стоимость - около 2 млрд рублей, предполагаемый срок реализации - 1,5 года.
Между тем, если на дороги деньги и выделяются, то профилактикой и предотвращением повреждения дорожного покрытия никто не занимается. Например, согласно изменениям в долгосрочную целевую программу «Развитие автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения и местного значения в Иркутской области на 2011-2015 годы» (прил.1) уже 4-й год подряд не планируется приобретать или менять передвижные пункты весового контроля, значит, по Иркутской области можно ездить на грузовике любой загруженности. Единственный пункт, который был замечен от Красноярского края до Бурятии — пункт в поселке Мегет. Но и там никого из людей не наблюдается.
Та же нелицеприятная ситуация с онлайн-сервисом http://trassa38.ru, который «благополучно» не работает. Напомним, что благодаря ресурсу «Состояние дорог online» планировалось помочь водителям перед поездкой проверить выбранный маршрут, погоду, состояние покрытия, интенсивность движения, увидеть, ведутся ли ремонтные работы, есть ли ДТП, пробки или другие преграды на пути. На дорожном портале собрана информация с метеопостов и видеокамер, установленных на федеральных трассах М-53 и М-55, трассе «Вилюй» и обходной дороге Иркутска. Как сообщили в комитете по информационной политике ВПП «Правое дело», сайт (www.trassa38.ru) не работает по причине того, что таблица базы данных, где хранится сессионная информация, сломалась, и SQL сервер не смог ее починить автоматически. Возможно, отсутствует профессиональная техподдержка сайта (если она вообще существует), и заявленное удобство использования онлайн-ресурса, мягко говоря, «хромает». На текущий момент все опасные участки трасс Иркутской области недоступны для просмотра.
Если у дорожной службы хватает смелости раздавать обещания, то у населения есть все причины сомневаться в качестве и сроках выполнения работ по капремонту, считает руководство регионального отделения партии «Правое дело». Летом во время дождей пройти в некоторых районах абсолютно невозможно. Люди ходят по колено в грязи, сами приспосабливают какие-то куски асфальта, дощечки, чтобы перейти лужи. А сейчас, зимой, там колдобины. Так, на ул. Желябова не было согласовано сразу поднятие колодцев, и текущий ремонт обернется новым ремонтом в этом году. А на ул. Мира в Иркутске-II, где проходил капремонт дороги, начать работы своевременно было невозможно по той причине, что проектировщик не учел монолитную железобетонную плиту под дорожным покрытием, положенную еще в советское время. Проект пришлось переделывать, откладывать выполнение плана. И в декабре стало ясно, что полностью объект будет сдан только весной 2015 года, когда до конца отшлифуют дорожное покрытие, проведут благоустройство магистрали и озеленение и устранят множество нарушений. Стоит напомнить также, что на реконструкцию Маратовской развязки потратят 1,5 млрд рублей в течение пяти-шести лет.
Другой объект - Иркутный мост. Мост через реку Иркут, построенный в начале 60-х годов прошлого века, до начала ремонта не соответствовал современным требованиям по безопасности движения транспортных средств и пешеходов. На капитальный ремонт Иркутного моста было направлено 60 млн рублей. Работы по капитальному ремонту проезжей части были выполнены, облегчена конструкция моста за счет изменения тротуаров, проведены работы по переустройству деформационных швов. Однако, стыки мостовых перекрытий и подъезд к мосту выполнены плохо, покрытие из асфальтобетона некачественное, что фактически является браком производства.
Между тем, существенные нарушения требований закона при выполнении обязанностей по содержанию дорог, обеспечению безопасности движения были выявлены и прокуратурой Иркутска. Принимаемые администрацией Иркутска меры неадекватны крайне неблагоприятной дорожной обстановке в городе, значительному числу раненых и погибших в результате дорожно-транспортных происшествий, сообщала пресс-служба прокуратуры. Несоблюдение требований законодательства в области организации освещения влечет опасность возникновения на территории города аварий, роста травматизма, дорожно-транспортных происшествий. Неэффективна работа городской комиссии по безопасности дорожного движения, контроль за принятыми решениями которой отсутствует, запланированные мероприятия не исполняются, говорится в сообщении.
Так, основной объем по нанесению горизонтальной дорожной разметки осуществляется краской, имеющей гарантийный срок стойкости в три месяца. В результате, при существующих климатических условиях данная разметка полностью истирается еще до окончания гарантийных сроков, вследствие чего в зимнее и весеннее время автомобильные дороги города фактически остаются без разметки. Нанесение горизонтальной дорожной разметки более эффективными современными методами администрацией города не инициируется.
Чиновники могут лишь выразить свое недовольство из-за невыполнения подрядчиком обязательств, лишив недобросовестных исполнителей возможности дальнейшего участия в тендерах. Но, как говорится, дело сделано: деньги растрачены.
Сами же чиновники не спешат отчитываться о проделанной работе: на сайте администрации так и нет ни одного отчетного документа за 2014 год. На капитальный ремонт автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения выделены огромные бюджетные средства в 2014 году, но результатов не видать. Сейчас во владении города Иркутска 529 автодорог, еще 143 планируется внести в реестр. Средства будут заложены в 2016-2017 годах, еще в прошлом году докладывал начальник департамента дорожной деятельности Комитета городского обустройства администрации Иркутска Павел Русецкий. При этом на содержание дорог в Иркутске требуется 42,2 млн рублей в год, однако в бюджете областного центра деньги на это не заложены, сообщал городской чиновник. Неудивительно, что Иркутск занял 33-е место из 37-ми в рейтинге городов по удовлетворённости жителей дорогами; состоянием дорог довольны лишь 27% иркутян, сообщает Независимое рейтинговое агентство. Лидером рейтинга стала Тюмень, где 87% жителей довольны качеством городских дорог. В группу отстающих по качеству городских дорог вместе с Иркутском попали Омск (23%), Ульяновск (23%), Рязань (17%) и Волгоград (8%).
В свою очередь, ВПП «Правое дело» готово всячески содействовать тому, чтобы жалобы и предложения жителей региона были в кратчайшие сроки доведены до обл- и горадминистрации. Очевидно, что дорожные работы в регионе должны проводиться по нескольким основным направлениям: содержание, ремонт, реконструкция и строительство новых дорожных участков. Но именно жители, сталкивающиеся в своих районах с халатным исполнением ремонтных работ на аварийно-опасных участках дорог, или дальнобойщики, пользующиеся автомагистралями, способны вовремя внести коррективы в многолетние планы, которые, без сомнения, должны уточняться ежегодно в кабинетах чиновников. Для этого на сайте регионального отделения партии (http://irkutsk.pravoedelo.ru) с пометкой «Дороги Иркутска 2015» можно оставлять любые пожелания и замечания: от расширения дорожного полотна до двух-трех полос и организации освещения до установки остановочных комплексов и новых светофоров и обустройства тротуаров в конкретных районах. Совместными усилиями можно от слов перейти к действиям. К реальным и своевременным действиям, которые улучшат транспортную и дорожную инфраструктуру региона.
По по материалам ВПП "Правое дело"