Препятствий на пути рождённого холодной осенью 1974 года бамовского коллектива«Мостострой-9» было немало.
Его основная база располагалась в Усть-Куте, но работы велись на территории огромного региона – от Тайшета до Комсомольска-на-Амуре.
Карта с «маком» Если нанести на карту объекты, выстроенные предприятием за 34 года существования, то вся Сибирь, часть Дальнего Востока и Якутии окажется посыпанной «маком». Наши с генеральным директором «Мостострой-9» Юрием Любимовым попытки подсчитать все мосты и путепроводы окончились приблизительным результатом: 1360 железнодорожных и 750 автодорожных мостов. А есть ещё причальные стенки на озере Байкал и реке Лена, многоквартирные жилые дома в Тайшете, Улан-Удэ, Магистральном, Таксимо, Бодайбо. В Усть-Куте вырос новый жилой микрорайон Мостовик с детским садиком и торговым комплексом, базы отдыха в Сочи и на Аршане, спортивные комплексы.
О том, что сделано коллективом за годы перестройки, в том числе в уходящем году, рассказывает генеральный директор «Мостостроя-9» Юрий Любимов.
Юрий Любимов | Немало, хотя структура предприятия за годы перестройки отреформирована до неузнаваемости, а объёмы сокращались. Но главное – мы выстояли в напряжённое и смутное для страны время с минимальными, можносказать, потерями. Выстояли и сохранили костяк специалистов по основным строительным профессиям, людей увлечённых и преданных своему делу и фирме. Более того – учились, приобретали навыки и добились желаемого: есть у нас и объёмы, и заказчики, которые верят в нас, доверяют нам.
Сегодня у нас восемь дочерних компаний. За последние шесть лет ими построено более 100 мостов, в том числе 23 железнодорожных моста на подъездном пути к Чинейскому месторождению руд (Чара – Чина) в Читинской области, 11 автодорожных мостов протяжённостью 2,2 км на притрассовой и три десятка мостов на строящейся автодороге Чита – Хабаровск «Амур».
Среди перечисленных немало уникальных объектов. К примеру, на магистрали Чара – Чина всего за девять месяцев нами сооружён виадук длиной 327 метров и высотой до 30 метров. В основании его опор пробурено почти 2 км скважин. Руководство ВСЖД было удивлено, чтотакое вообще возможно, а посетившая стройку китайская делегация изумлялась, как можно работать в районе экстремальной сложности, в условиях постоянной угрозы схода лавин и камнепадов, при 50-градусных морозах. На этой магистрали было выстроено около трёх километров галерей закрытого типа и 2,5 километра подпорных стенок, предохраняющих дорогу от селевых потоков, камнепадов, снежных лавин. На строительстве применяли самые современные технологии.
«Регион развития» | Насколько вам удалось избежать потрясений в связи с финансовым кризисом?
Юрий Любимов | В 2008 году «Мостострой-9» выполнил свои обязательства перед заказчиками.Более того, дополнительно запланировали объемы по реконструкции 400-метрового моста федерального значения через реку Селенгу в Бурятии. Ввод его планировался в 2010 году, но технология работ, наши мощности позволяют сделать объект быстрее. К тому же старый действующий мост, который находится рядом, с ограничением нагрузки до 15 тонн, что вызывает у перевозчиков большие трудности. 40-60-тонным фурам приходится ехать в объезд, а это 200 дополнительных километров по плохой дороге.
Ознакомившись с ситуацией на месте, президент Республики Бурятия Вячеслав Наговицын высказал посьбу ввести новый мост хотя бы на год быстрее. Мы пересмотрели графики работ, усилили объект специалистами, запустили свои оборотные средства, чтобы сдать объект в сентябре 2009-го. В итоге риск был оправдан: в ноябре получили деньги, а также 2100 тонн металлоконструкций на все пять пролётов, монтажом которых занимается базирующийся в Таксимо МО-97.
Опоясанный Вилюй
«РP» | В октябре средства массовой информации оповестили о сдаче моста через Вилюй, о сложностях его строительства. Это ведь тоже ваше детище?
Юрий Любимов | Наше, и досталось оно ой как непросто. Строился мост в нижнем бьефе ГЭС, огромное течение затрудняло работы по опорам, которые нами сделаны на 100%. Сооружение их на Вилюе, несмотря на мой большой опыт, ни в какое сравнение не идёт. Представьте только незамерзающую реку, 50-градусные морозы и туманы, метровые перепады воды...Паводком этого года снесло даже наш временный мост, который мы соорудили для строительства опор. С него посреди реки наыпали скальный остров и сделали две русловые опоры. В разгар строительства последней попали под паводок. Плотина уже не могла держать воду на одном уровне, но мы с задачей справились.
В октябре сдали восемь мостов на автомобильной дороге Верхняя Чона – Талакан, заказчиком которых является «Верхнечонскнефтегаз». Продолжаем строительство мостов на железнодорожной ветке Томот – Кердем. Финансируют их федеральный бюджет, Республика Саха (Якутия) и РЖД. Нынче вышло постановление правительства за подписью Владимира Путина о продлении строительства железнодорожной линии Беркакит – Томот – Якутск до Нижнего Бестяха со сдачей в 2013 году.
8 декабря на этой железнодорожной линии мы ввели трёхпролётный мост через Амгу. Ленточку разрезали при минус 52. По сложившейся традиции при проходе путеукладчика мостовики дружно выстроились под своим детищем. Глядя на них, невольно испытываешь гордость за людей, которые в сложнейших условиях смогли сделать подобный объект в заданные сроки. На следующий год на этой железнодорожной линии нам предстоит построить и сдать ещё семь мостов.
От Лены до Витима
«РP» | Юрий Григорьевич, иркутян, жителей Приангарья волнуют объекты, которые вы ведёте в нашей области, в том числе мост через Лену в селе Пономарёво Жигаловского района. Какая там обстановка?
Юрий Любимов | Это большой мост: шесть пролётов по 42 метра каждый плюс подходы, отсыпку которых ведёт ОГУП «Дорожная служба Иркутской области», она же займётся проезжей частью и дорожной одеждой.
Начали мы его летом 2007 года и по условиям договора должны сдать в эксплуатацию в июле следующего. По условиям торгов нынче на него должно быть выделено 285 млн. руб., в том числе 70 млн. руб. из регионального бюджета. Местный бюджет деньги выделил, а вотфедеральный полностью так и не «раскрылся». В результате стройка получила лишь 160 млн.руб. Из-за отсутствия финансирования пришлось выполнять объёмы работ за счёт собственных средств и кредитных ресурсов.
Между тем сделано в Пономарёво немало: возведены опоры, смонтированы три из шести пролётных строений, оставшиеся три лежат рядом у моста. То есть металлоконструкции нами полностью оплачены, приступаем к их монтажу. Одновременно на двух наших заводах(в Усть-Куте и Вихоревке) готовится железобетонная проезжая часть, в апреле железобетон будет поставлен и смонтирован, а к концу года мы введём его в эксплуатацию. Всёнеобходимое для этого есть, надеемся, что деньги будут выделены своевременно. Попутно хочу заметить, что сегодня на собственных заводах и полигонах мы выпускаем все виды конструкций, необходимых для строительства мостов.
Ещё работаем на областной дороге Звёздный – Ния. Здесь три моста, среди них 4-пролётный через реку Ния, путепровод через железную дорогу и трёхпролётный через реку Жилинная. Большое желание закончить недостроенный нами мост через реку Витим в городе Бодайбо. Прошло уже десять лет, как мы его законсервировали. Администрация города обследовала объект, но денег на строительство в регионе нет, вся надежда на федеральный бюджет и будущих хозяев крупнейшего в мире Сухоложского золоторудного месторождения.
Строить будем
«РP» | Пока «Мостострой-9» умело обходит финансовый кризис. Тем не менее 2009 год, по всей видимости, будет сложным.
Юрий Любимов | В 2008 году мы вышли на объем 1,2 миллиарда рублей СМР. Думаю, объёмы эти не упадут и в наступающем году, так как оставшиеся незавершённые объекты финансируются из федерального бюджета.
В ноябре подписан договор с московской генподрядной фирмой «Инжтрансстрой» на строительство мостов на железнодорожной ветке Нарын – Лугакан (284 км) сгосударственной долей 69 процентов, остальное – за «Норникелем», у которого здесь полдесятка месторождений. «Инжтрансстроем» командует небезызвестный бамовский руководитель Е.В.Басин. На новостройку он пригласил практически всех бамовцев. Мы сейчас заняты передислокацией туда участков мостоотрядов №5, №106, Читинского и Иркутского «Сибмост–45», создали оперативную группу «Мостострой-9». В наступающемгоду нам предстоит построить на этой ветке 17 мостов. Словом, без работы не останемся.
«РP» | Как вы относитесь к указанию правительства об уменьшении стоимости строительства в связи со снижением цены материалов?
Юрий Любимов | Недавно состоялось совещание на строящемся мосту через Селенгу, на котором присутствовал руководитель управления строительства Росавтодора Сергей Потапов. В своём выступлении он заявил прямо: «Цены снижать на 30%». Но каким образом это сделать? Деформационные швы, опорные части моста, гидроизоляция к нам поступают из Германии по курсу евро, откуда мне знать, каким будет этот курс завтра? Подрядчику не давали повышать стоимость объекта, когда инфляционный коэффициент не превышал стоимости материалов, чем мешали нормально развиваться. Сейчас то же самое, только наоборот. Каким образом предприятию расти, обновлять основные фонды, развиваться, поднимать зарплату людям, создающим артерии страны?
Тем не менее работники «Мостостроя-9» смотрят в будущее с оптимизмом. У нас трудятся высококвалифицированные, имеющие огромный опыт работы в суровых условиях специалисты. Это и прославленные ветераны С.Л.Микуляк, В.И.Прохоренко, К.Н. Бутенко,В.Г.Мыкало, В.И. Задорожный, П.И.Рыбалкин, Е.Н. Пойда, Л.С. Каскевич, Л.Я.Валенко, В.С. Крутиков. И молодые руководители наших подразделений Вячеслав Пшенов, Андрей Микуляк, Олег Мордовский, Павел Денисевич, Евгений Криштоп, Владимир Кияев, ПавелФомин и многие другие. Успехов вам, ребята, в нашем трудном деле.
Поздравляю всех наших мостостроителей с достижениями уходящего года и полученными наградами дорожной отрасли России и области «Лучшая подрядная организация России». С наступающим Новым годом, друзья и коллеги!
Здоровья и благополучия вам и вашим семьям.