Фраза «Я закончил ИГУ» – визитная карточка, свидетельствующая о высоком уровнеобразования человека.
Девяносто лет назад, в 1918 году, открытием ИГУ увенчались усилия многих великих русских государственных деятелей, ученых и просветителей: Ядринцева, Щапова, Словцова, Щукина, Потанина и других.
Новейшая эпоха для университета связана с именем ректора ИГУ, доктора химических наук, профессора Александра Смирнова – нашего сегодняшнего собеседника.
«Регион развития» | Александр Ильич, какое место сейчас занимает Иркутский университет среди других вузов страны?
Александр Смирнов | По многим показателям впереди нас лишь такие именитые университеты, как МГУ, Санкт-Петербургский, Московский физико-технический, Нижегородский, Томский, Ростовский, Казанский. Равные с нами позиции занимают Новосибирский, Саратовский, Воронежский и ряд других. Основные критерии при составлении подобных рейтингов – квалификация профессорско-преподавательского состава, научная деятельность, прежде всего в фундаментальных исследованиях, участие в различных федеральных,региональных, международных программах.
«РP» | Сейчас в Иркутске множество институтов и университетов. Что отличает классическийуниверситет от всех остальных?
Александр Смирнов | Классический университет характеризуется не только набором факультетов и кафедр разного профиля, но и наличием мощного научно-исследовательского потенциала, научных школ и традиций. ИГУ был и остается родоначальником региональной системы высшего образования, хранит и развивает традиции евразийского культурного пространства. Для нашего университета характерен высокий уровень общего образования, и только во вторую очередь следует узкоспециальная квалификация. Образование продолжается через магистратуру, аспирантуру, докторантуру.Приоритетными считаются направления, развивающиеся на стыке наук и требующие интеграции усилий разных специалистов. Создаются кафедры и учебные центры, совмещающие научную и образовательную деятельность, в этом единстве и рождается классическое фундаментальное образование.
«РP» | В последнее время при университете организованы новые институты и центры. Чем обусловлено их появление?
Александр Смирнов | Вы, должно быть, имеете в виду институт Конфуция, Межрегиональный институт общественных наук (МИОН) и научно-oбразовательный центр «Байкал» (НОЦ «Байкал»). Институт Конфуция – это совместный образовательный проект ИГУ и Ляонинского университета (КНР). По форме и содержанию это скорее культурно-образовательный центр, целью которого является пропаганда китайского языка и культуры. Здесь можно изучать и углублять знания китайского языка, наиболее успешные получаютмеждународный сертификат на право обучения в вузах КНР.
Цель МИОНа – исследование особенностей развития Сибири на региональном, межрегиональном, российском и мировом уровнях, координация деятельности российских и зарубежных ученых, прогнозирование общественно - политических, социальных, в перспективе и экономических процессов в условиях глобализации и динамичного развития сопредельных стран Азиатско-Тихоокеанскогорегиона. Сибирь – это огромнейшее поле для исследований в самых различных направлениях: социальных, национальных, экономических, международных, геофизических, политологических и других.
НОЦ «Байкал» создан совместно с институтами СО РАН, Бурятским государственным университетом имеждународной кафедрой водных ресурсов ЮНЕСКО с целью интеграции научной и образовательнойдеятельности в рамках комплексного изучения геоэкологии.
И НОЦ «Байкал», и МИОН являются крупнейшими в России инновационными проектами, они имеют комплексный и междисциплинарный характер, первый – в области естественных наук, второй – гуманитарных и общественных. За такими проектами будущее.
«РP» | Расскажите о международной кафедре водных ресурсов ЮНЕСКО.
Александр Смирнов | Кафедра открыта в 2001 г. на основе договора между ИГУ и ЮНЕСКО и являетсямеждународным признанием высокого уровня научных исследований, проводимых в ИГУ по вопросам изучения воды.
Эта кафедра – единственная в России – являет собой качественно новое явление, а именно – международный образовательно-научный центр ЮНЕСКО. Равноправным партнером кафедры являетсяСавойский университет (Франция). На основе договоров ведутся обучение студентов, аспирантов и магистрантов обеих стран, научные исследования водных источников горных массивов – Альп и Саян.
В целом университет сотрудничает с 32 образовательными и научными центрами стран Европы, Америки, Азии, Австралии. Мы убеждены, что через международное сотрудничество осуществляется культурный обмен, интеграция в мировое образовательное сообщество.
Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}
Автор: Надежда Маринина
Фото из архива