Земля, по которой согласно плану должна была проходить железная дорога, принадлежала Вознесенскому монастырю, где находился монастырский скит, различные хозяйственные постройки, а большая часть территории была покрыта лесом, частично занята болотом, где рос кустарник. Между Управлением строительства дороги и настоятелем Вознесенского монастыря было заключено соглашение о передаче 53 десятин монастырской земли в ведение железной дороги. В обмен на землю железнодорожное ведомство обязалось наименовать будущую станцию Иннокентьевской - в честь Первосвятителя земли Иркутской Иннокентия I (Кульчицкого).
С 1894 г., начала строительства железнодорожной станции, от железной дороги к Ангаре начали строиться дома, вытягиваясь в улицы, которые имели простую нумерацию: 1-я, 2-я, 3-я… Нынешняя улица Сибирских Партизан была 9-ой, и появилась она накануне революции 1917 года. Историки установили, что в 1901 году в поселке жило 996 человек, в 1905 году в поселке было 5 улиц.
С начала ХХ века в Иркутск пошел большой поток переселенцев. Немалая часть их, стремясь как можно быстрее устроить свой быт, оседала на станции Иннокентьевской. Строилась железная дорога. Станция Иннокентьевская разрасталась, появился вокзал, локомотивное и вагонное депо, ремонтные мастерские. Требовались рабочие руки. Рабочие устраивались кто как сможет. Разрастался поселок быстро, в 1917 году население поселка насчитывало более 8 тысяч. Существовал генеральный план застройки поселка, но он практически не действовал. На всех улицах, включая 9-ю, маленькие частные домики стояли в беспорядке, вдоль улицы тянулась канава, на месте нынешнего Комсомольского парка находилось болото, на котором рос негустой березнячок и багульник. По воспоминаниям старожилов, в весенне-осеннюю слякоть улица была непроходима. Жилищные условия в поселке не отвечали элементарным санитарным нормам, не было никакого благоустройства, помимо деревянных домов на улице были землянки, шалаши, в которые устраивались вновь прибывшие на станцию Иннокентьевскую рабочие.
Рабочие станции Иннокентьевская были активными участниками революции 1917 года и гражданской войны. На станции действовала железнодорожная дружина, оказывавшая существенную помощь Красной армии в установлении Советской власти в Прибайкалье.
Иркутским комитетом коммунистической партии было принято решение о создании партизанских отрядов для помощи регулярной армии. В марте 1919 года был создан партизанский отряд под командованием легендарного Нестора Александровича Каландаришвили – «дедушки Каландаришвили», как его любовно все тогда называли. Отряд создавался для боевых операций вдоль железнодорожной магистрали на участке между Иркутском и станцией Зима. В его задачу входило разрушение пути, подрыв мостов, организация крушений воинских эшелонов, налеты на поезда. Все это отряду блестяще удавалось. Вихрем налетал он там, где его меньше всего ожидали, и так же вихрем скрывался в тайге. Колчаковское командование обещало за голову Каландаришвили большую награду.
Рабочие со станции Иннокентьевская были активными бойцами этого отряда. До сих пор в поселке живут родственники борцов. Юные краеведы занимаются исследованием этого вопроса, они нашли уникальную фотографию бойцов партизанского отряда.
После освобождения от войск Колчака и белочехов в поселке и на станции начались восстановительные работы. В апреле 1920 года в поселке состоялся сход, на котором жители постановили именовать Иннокентьевский район Ленинским районом. Историки не нашли документального подтверждения этому решению. Но на заседании президиума Иркутского городского Совета 3 ноября 1920 г. был рассмотрен вопрос о замене старых названий предместий, улиц, скверов, площадей, садов новыми - в честь 3-й годовщины Октябрьской революции. В числе переименованных предместий значится Иннокентьевский поселок, получивший название поселка Ленина.
Следует обратить внимание на то обстоятельство, что административно поселок не входил в черту г. Иркутска, а относился к Иркутскому уезду (т. е. Иркутскому сельскому району). Законодательно в состав города поселок вошел лишь в 1930 году - в соответствии с решением Иркутского городского Совета от 30 октября. Объяснялась это необходимостью строительства в Иркутске ряда крупных предприятий машиностроительной, авиационной, ремонтной и пищевой промышленности, которые предполагалось строить на территории поселка.
Тридцатые годы характерны для страны массовым строительством промышленных предприятий, машиностроительных и авиационных. ЦК ВЛКСМ в 1932 году обратился к комсомольцам с призывом принять участие в строительстве авиапредприятий. Один из первых строителей Иркутского авиазавода П.А.Богатов вспоминает, что когда он с товарищами в сентябре 1932 года по путевке комсомола приехал на строительство завода, то в первую очередь они включились в строительство жилья. Строили бараки, в один из которых поселились уже через 8 дней. В поселке на 9-й улице (ныне Сибирских партизан), в шутку называемой Тверской, построили 18 бараков, провели уличное освещение, вывесили часы.
Комсомольцы и молодежь, которые отработали на строительстве завода один год, считались стариками, их переселяли в более благоустроенный барак, а в 1935 стали переселять в двухэтажные дома, построенные на бывшем болоте. Рабочие не только трудились на производстве и строили жилье, но и озеленяли поселок. Основным инструментом были кирка, лом, лопата, топор, пила, а транспортом – лошадь.
В первые годы строительства случались серьезные происшествия: то загоралась будка дизельгенератора, лесосушилка, общежитие, происходили аварии в водопроводе. ОГПУ установило, что все это - умышленные случаи вредительства, поэтому следует усилить охрану завода. Был сформирован специальный дивизион войск ОГПУ, который разместили в бараках на 9-й улице.
Интересно, что бараки носили названия: дивизионные, транспортные, батальонные, совхозные. Видимо, не только по территориальному признаку, а по тому, кто жил в данных бараках. Например, в совхозных жили рабочие подсобного хозяйства авиазавода «Труженик» (Территория современного радиозавода). Только в 1956 г. снесены батальонные и дивизионные бараки, построенные в 1933 – 1934 годах. В тех же бараках размещались коллекторы, коммунальные предприятия, амбулатории, учреждения культуры. Бараки строили как общежития, они делились на секции, в каждой секции стояло 30-40 топчанов.
Жили все вместе – и холостые, и семейные: заселившаяся семья отделяла занавеской свои топчаны. Питались в заводской столовой. В бараке был общий чайник, который всегда стоял на печурке, и можно было взять кипяток. Бараки были очень холодные. Были и такие бараки, в которых и отдельных топчанов не было, только нары вдоль промерзших стен.
Нина Константиновна Сидорова, старожил поселка, участница Великой Отечественной войны, автор нескольких поэтических сборников, вспоминала: «Приехав молоденькой девчонкой с мамой, сестренкой и братом в Иркутск, поселились в седьмом бараке, дали нам топчан и тумбочку. В одной секции жили примерно 50 семей. Два топчана на большую семью, а на маленькую - один топчан. Была одна печка буржуйка. Обеды получали в столовой, а кипяток - в «кипятилке». Потом нас переселили в 3-й барак. Там в одной комнате было четыре семьи». Об улице тех лет, такой родной и любимой, Нина Константиновна написала стихотворение:
Улица красуется
Под шагами – вёснами.
Улица любуется
Фонарями – звёздами.
И домами стройными,
Школой, магазинами…
Улица достойная
Города любимого.
При рожденьи улица
Расцветала ряскою,
Длинными бараками,
Красными повязками.
Проходили улицей
Лапоточки новые,
Сапоги гармошкою,
Ичиги шевровые.
Праздничная улица
Славилась нарядами,
Песнями и плясками,
Манящими взглядами...
На одном краю гармошка,
Балалайка на другом.
Там частушка, прибаутка,
«Подгорная» с гопаком.
Так шумела молодость,
Жизнь большую строила
И людей неграмотных
Делала героями.
Благодаря труду строителей и специалистов заводы быстро вступили в строй, 2 мая 1934 года на авторемонтном заводе была отремонтирована первая автомашина, а 1-го января 1935 года был собран на авиазаводе первый самолет.
Среди приехавших на строительство было немало москвичей, московские же архитекторы разрабатывали проекты будущих поселков авиастроителей. Ряд улиц в поселке в начале 30-х годов были переименованы. 9-я улица стала Тверской - очевидно, сделали москвичи, назвав ее в память о родных местах. Но в 1937 году по решению Ленинского райисполкома от 5 ноября Тверскую улицу переименовали в улицу Сибирских Партизан.
На доме 22 установлена информационная доска в память об этом событии с выгравированным на белом мраморе текстом «Улица названа в честь бойцов-участников борьбы за власть Советов в Восточной Сибири. Выполнена на заводе «Сибирский сувенир», открыта 05.06.1977 г.»
По генеральному плану застройки поселка на улице Сибирских Партизан планировалось построить школы, клубы, магазины, жилые дома, разбить скверы. Осуществить эти планы помешала война. Строительство и благоустройство улицы возобновилось только в послевоенные годы.
Одним из первых был построен 50-квартирный дом №4, который принадлежал станкостроительному заводу. Этот дом примечателен тем, что известны архитектор и история его строительства. Автор проекта - архитектор Волков. Старожилы посёлка вспоминают, что Волков хотел, чтобы этот дом открытый, солнечный - был похож на дома Черноморского побережья: там много солнца, а Иркутск не уступает югу по количеству солнечных дней. Фасад должен быть белым и только белым, тогда все его архитектурные детали будут его тенями, рельефно подчеркнутыми. Дом, конечно, изменил свой первоначальный облик, цвет, длинные балконы перегорожены. В доме очень широкие, удобные лестничные площадки, капитальные лестницы, перила, большие окна.
В 1956-1957 годах построены каменные четырехэтажные дома (№ 15-19). Это 62, 152, 149-квартирные дома. Эти дома, в отличие от построенных ранее, возведены строителями уже с некоторыми удобства для жильцов: квартиры радиофицированы, выполнена звонковая сигнализация, встроены естественные холодильники на кухнях. Это дома № 15, 17, 21, 23. Улица Сибирских Партизан становится главной магистралью Иркутска-II.
{mospagebreak}
Современный облик улицы сформировался в последнюю треть XX века.
История улицы – это история людей, живущих здесь. А живут здесь в основном авиастроители, внуки и правнуки первостроителей завода. Чаркова А. А. в своей книге «Сибирские крылья» описывает такой случай: «Студии телевидения потребовалось снять на кинопленку людей, идущих с работы. Приехали снимать на улицу Сибирских Партизан. Время подошло к обеденному рубежу, и улица заполнилась заводчанами. Оператор только успевал снимать, он был удивлен, что люди, шедшие прямо от станков, от рабочих мест были одеты так, что в таком виде их в театр отправлять можно". Это говорит о том, что вырос культурный и материальный уровень рабочих.
Известна улица своими замечательными людьми. Мемориальные доски хранят память об этих людях. На доме №4 – мемориальная доска «Герою Социалистического Труда, Почетному гражданину города Пархоменко Михаилу Давыдовичу (1924-1997). Михаил Давыдович, коренной сибиряк, фрезеровщик авиазавода, почетных званий удостоен за долголетний плодотворный труд, честное искреннее служение Родине и большую общественную работу».
Звания Героя Социалистического Труда первой на авиазаводе была удостоена Ольга Исааковна Лапа (1918-1979). Мемориальная доска из литой бронзы с барельефом Звезды Героя установлена на доме № 30, где жила Ольга Исааковна с 1969 по 1979 год.
В 2000 году на доме № 3-а была установлена мемориальная доска из черного металла с барельефом и рельефным текстом: «Здесь с 1963 г. по 1996 г. жил журналист, сказочник, поэт, художник Василий Пантелеймонович Стародумов». Этого веселого, умного и добродушного человека, который ежедневно проходил по улице от дома до редакции заводской газеты, где он работал и сотрудничал с ней до самых последних своих дней, жители вспоминают до сих пор. Стародумов давал добрые и мудрые советы, почти с каждым встречным он здоровался, обмениваясь репликами, а то и серьезно разговаривал.
Всегда видят жители живые цветы у мемориальной доски дома №32. Эта доска была установлена в 1994 году на средства фирмы братьев Голышевых в честь события, которое произошло в июле 1976 года, когда с балкона квартиры журналиста и писателя Л. Мончинского пел Владимир Высоцкий. Л.В. Мончинский и Вл. Высоцкий дружили, они являются соавторами романа «Черная свеча».
Нет мемориальных досок на домах №16 и 18, где жили заслуженный работник культуры РФ, кинорежиссер, лауреат всесоюзных и республиканских фестивалей документальных фильмов Борис Петрович Ракин и автор поэтических сборников «Голубой дождь» и «Прощеный день» Нина Константиновна Сидорова, но память об этих людях жива.
Сейчас улица обустраивается на современный лад. По веянию времени появляется все больше торговых точек. Первые этажи многих жилых домов заняты офисами различных частных учреждений. Так, совсем недавно появились в жилых домах магазин «Продалит» (дом № 18). В доме № 16 - продовольственный магазин, юридическая консультация - в доме № 5, стоматологическое отделение - в доме № 3. Кроме этого на улице находятся почтовое отделение 20, кафе «Эдем». По правой стороне улицы развернулся стихийный продуктово-вещевой рынок. Это самое оживленное место улицы, поэтому и торговля сосредоточилась здесь. Немного дальше – частный рынок «Иннокентьевский». Очень хорошо, что исторические названия не потеряны.
Есть на улице Сибирских Партизан еще одно необустроенное место. Предположительно, это и есть тот самый сквер им. Горького, который предполагался в генплане. Есть в этом сквере скульптура девушки. Автор не известен. Скульптура требует реставрации. Сейчас там несколько скамеек, деревья, дорожки. Было лет 5-6 назад красивое ажурное ограждение из чугуна, которое бесследно исчезло в одну ночь. В 2000 году ветераны Великой Отечественной войны посадили в этом сквере деревья – «Аллею ветеранов». К сожалению, сейчас на территории сквера поставлен торговый павильон.
Многие жители Иркутска-II являются выпускниками школы № 37. Она была открыта в 1932 году, когда начиналось строительство авиазавода, и за эти годы поменяла несколько адресов. В конце 50-х годов для школы построено типовое просторное помещение по улице Сибирских Партизан, 19. Память об истории школы, ее выпускниках и учителях хранят экспонаты музея истории школы.
В доме № 8-а расположена одна из старейших музыкальных школ города – детская музыкальная школа №1. Она была открыта в 1955 году, по этому адресу находится с 1972 года. В 2005 году, когда школа отмечала 50-летний юбилей, она заметно преобразилась: был проведен капитальный ремонт, заменена вся мебель, расширен концертный зал, приобретен рояль «Стенвей».
В музыкальной школе сегодня работают 32 преподавателя и обучаются 260 юных музыкантов, выбравших различные направления музыкального творчества. Школа гордится своими талантливыми учениками и педагогами. Здесь учился нынешний солист Иркутской филармонии, лауреат Международного конкурса Константин Сероватов, окончивший Ленинградскую консерваторию. В числе преподавателей Областного музыкального училища выпускницы школы Т.А. Марочкина, М.А. Карышева, С. Прокоренкова. В 2007 году директор школы В.М. Заболотный (он ведет занятия по классу гитары) и педагог по вокалу Е.А. Сулейманова выступили на областном фестивале «Хрустальные струны Байкала», в котором приняли участие преподаватели музыкальных школ региона и заняли первое место в номинации «Старинный и современный русский романс». Одно поколение учеников музыкальной школы сменяет другое, но неизменным остается интерес к музыке.
В 1958 году в доме №22 на улице Сибирских Партизан получила прописку библиотека № 5. Она разместилась в помещении, хотя и приспособленном, но просторном - общей площадью 311 квадратных метров, что позволяет должным образом организовать работу читального зала, абонемента, а с середины 90-х годов при библиотеке появился музей истории и культуры Ленинского округа, где собирается разнообразная информация об Иркутске-II - бывшей Иннокентьевской слободе. В организации работы по сбору и хранению информации об истории поселка сотрудникам библиотеки оказывают помощь писатели В. Рудых, В. Гинкулов, автор сборника стихов «Любовь не терпит лжи», художник, чьи картины составляют основу художественного фонда музея Николай Васильевич Бердников, члены литературного объединения «Парус» при газете «Иркутский авиастроитель». Поэты посвящают свои стихи поселку, в котором живут или жили ранее, как, к примеру, Л.Сухаревская, Денис Цветков, Сергей Корбут и др.
***
Нынче праздник!
С пышками и чаем!
В зале много искренних друзей.
Доброю улыбкой всех встречает
Мой Политехнический музей.
Мой музей не тот, где Маяковский
Так любил когда-то выступать.
Мой музей
Хотя и не московский,
Но дворцу столичному под стать!
Это не вокзал и не аптека.
Это не заезжий балаган.
Это боль моя – библиотека
С улицы Сибирских Партизан.
Здесь прописан
Цвет литературы.
В зале много
Искренних друзей.
Здравствуй, здравствуй,
Проводник культуры –
Мой Политехнический музей!.,
Денис Цветков
Улица Сибирских Партизан - любимая, зеленая, всегда оживленная - ведет к самому сердцу авиационного завода, с которым ее жители связывают свою судьбу и надежды на будущее.
Источник: Централизованная библиотечная система г. Иркутска