Историки прозвали XVIII столетие «галантным» веком – во Франции, оказывающей неизменное влияние на мир моды, началась новая, беззаботная эпоха, последовавшая за правлением Людовика XIV, благодаря чему в моду прочно вошли легкие, изысканные костюмы и платья. Вместе с ними неотъемлемой частью образа светских дам были высокие, напудренные парики, белоснежная кожа, которой женщины добивались не без помощи все той же пудры, и подчеркивавшие белизну кожи миниатюрные мушки. Самыми популярными у французских модниц считались пышные юбки на каркасе из ивовых прутьев или китового уса, так называемые «панье». Во времена Марии-Антуанетты светские дамы носили «панье с локтями» - за счет специального каркаса юбка расширялась с боков, приобретая характерную симметричную приподнятость. По-прежнему актуальный в начале XVIII века корсетный лиф приподнимал грудь, делая ее более соблазнительной.
Значительным количеством новых тенденций мировая мода обязана французской королеве Марии-Антуанетте, прослывшей настоящей законодательницей моды. В частности, именно Мария-Антуанетта, вошедшая в историю Франции как страстная любительница пышных нарядов, ввела моду на высокие прически – достигая в высоту иногда более метра, волосы придворных дам украшались разнообразными деталями: перьями, цветами, лентами, драгоценностями, будучи едва ли не большим украшением женщины, чем ее наряд. Кроме того, с легкой руки французской королевы в моду вошли турнюры, представлявшие собой своеобразную подкладку чуть ниже талии на заднем полотнище нижней части юбки – благодаря такой «подушечке» создавался характерный силуэт с нарочито выпуклой нижней частью тела.
Демократизация моды
Разумеется, нарочитая пышность и роскошь королевского дома Франции не могла не вызвать нарастающее недовольство простых граждан – экономика страны (не в последнюю очередь из-за экстравагантных трат Марии-Антуанетты и ее супруга-короля) оказалась в очень плохом состоянии, Франция стремительно нищала, а в обществе зарождалось гнетущее напряжение, вылившееся, в конце концов, в революцию. Всего за три года абсолютная монархия Франции, правившая страной на протяжении столетий, рухнула, в обществе зародились новые устои, а вместе с ними – и принципиально новая мода.
Буржуазное общество, зарождавшееся во Франции и соседней Великобритании, требовало новой моды – ответом необоснованной роскоши аристократии стало формирование новых стилей и силуэтов, строившихся на практичности и комфорте. Демократизацией моды общество обязано, по большому счету, Великобритании – формирование нового класса, буржуазии, обусловило появление одежды, которая больше не была своеобразным символом социального положения. В отличие от роскошных нарядов аристократии, такая одежда шилась из тканей куда более демократичных – атлас, шелк и тонкую вышивку заменили практичные шерстяные ткани, а пышные юбки – лаконичные, простые формы.
Возвращение к античности
Последние десятилетия XVIII века ознаменовались новым веянием в культуре – наступлением эпохи нео-классицизма, стиля, повлиявшего не только на моду, но и на живопись, архитектуру, скульптуру. Благодаря нео-классицизму в моду вошел античный стиль, возвращение к классическим канонам, заданным античной эпохой. Пышные юбки-панье наряду с корсетами практически исчезли из женского гардероба, а на смену им пришли строгие, лаконичные модели одежды преимущественно из однотонных тканей.
Отличительной особенностью женского платья конца XVIII столетия стал сдержанный, простой силуэт и узкая юбка с высокой талией, контрастировавшая с пышными юбками на каркасе, модными каких-то два десятилетия назад. Постепенно женщины отказались от туфель на высоких каблуках в пользу обуви куда более практичной, на плоской удобной подошве.