Впервые продукты «Лаборатории Касперского» будут продаваться в России по распространенной европейской схеме «2 лицензии по цене одной». Это предложение будет сделано покупателям пакета Kaspersky Internet Security 2009, который разработчики называют «полностью обновленным» и «революционным», а аналитики называют «не имеющим аналогов». Ранее цены на «Касперского» в отечественной рознице всегда напрямую зависели от числа приобретаемых лицензий.
«Лаборатория Касперского» предложила своим российским пользователям схему покупки «две лицензии по цене одной в одной коробке». Это правило будет применяться при розничных продажах Kaspersky Internet Security 2009, топового продукта обновленной антивирусной линейки «Лаборатории Касперского». При этом цена Kaspersky Internet Security 2009 не изменится по сравнению с актуальной сейчас версией KIS 7.0 (в интернет-магазине CNews SOFTBOX 1600 руб). Российские продажи «линейки-2009» стартуют 20 августа 2008 г.
Продажа 2–3 лицензий с существенными скидками на европейском антивирусном рынке распространена широко, по цене одной многопользовательские лицензии предлагает Symantec. Сама «Лаборатория Касперского» в ряде европейских стран через интернет-магазины продает свои разработки с многопользовательскими лицензиями по цене одной, а также делает такие предложения в традиционной рознице. Однако дома с «Касперским» это происходит впервые: в России цена на коробку с продуктом «Лаборатории» всегда была пропорциональна количеству вложенных в нее лицензий.
Некоторые конкуренты «Лаборатории» предлагают российским покупателям аналогичные схемы уже несколько лет: «Это очень хороший ход, с помощью которого можно, не понижая цены на продукт, укрепить лояльность пользователей. Но должен отметить, что наша компания пользуется этой схемой давно, для различных продуктов мы предлагаем две и три лицензии по цене одной с сентября 2006 года», — рассказал CNews руководитель Panda Security в России Константин Архипов.
Управляющий директор «Лаборатории Касперского» в регионе EEMEA Гарри Кондаков объяснил изменение розничной политики компании появлением в России большого числа семей с несколькими компьютерами. На вопрос CNews, не приурочен ли этот маркетинговый ход к весьма вероятному в этом году замедлению роста российского антивирусного рынка, Кондаков подтвердил, что, действительно, «это одна из причин». Выдавая одну лицензию в подарок, вендор снижает риск покупки этой лицензии у конкурента.
Продукты «версии 2009», к части которых будет применена новая для «Лаборатории Касперского» розничная схема, сами разработчики называют «революционными». Они построены на заново написанном ядре и содержат несколько новых методик детектирования опасных программ. Эксперты согласны с разработчиками, что в линейке-2009 заслуживают внимания, по крайней мере, две новации: это компонент проактивной защиты HIPS (механизм отслеживания активности приложений, Host-based Intrusion Prevention System), часто называемый «поведенческим анализом приложений», и «Whitelisting» («белый список»).
Разработчики утверждают, что заявленная ими «революционность» продукта не привела к замедлению его работы. По их словам, антивирусное сканирование «линейка 2009» производит в 7 раз быстрее, чем «Касперский 7.0», а время загрузки Windows на «2009» сократилось примерно на 40%, что сделало его «сопоставимым со временем загрузки системы совсем без антивируса». Разработчики «Лаборатории» рассказали CNews, что Kaspersky Internet Security 2009 занимает 26 МБ дискового пространства и «примерно столько же места в памяти».
Фигуранты российского антивирусного рынка, с которыми успел переговорить CNews, воздержались от оценки нового продукта конкурентов, за исключением представительства Eset (разработчик продукта Nod32), который отозвался о линейке-2009 критично: «Снижение цены, совмещение реальных преимуществ продукта и деклараций — это попытка получить большее число клиентов уже не за счет качества продукта, в то время как для технологичной компании самое важное — сохранить надежность программных решений. Уверены, „Лаборатория Касперского“ имеет все основания для снижения цены на продукты, но вряд ли этот шаг можно считать оправданным — в первую очередь для пользователя важна надежная защита, а уж потом то, сколько он за нее заплатит», — заявила CNews директор по маркетингу Eset Анна Александрова.
В свою очередь эксперты рынка безопасности сочли возможным назвать новые защитные разработки «Касперского» «не имеющими аналогов»: «Если брать продукты уровня конечного пользователя, то „Касперский-2009“ аналогов не имеет, во всяком случае, таких, которые были бы известны на текущий момент», — говорит аналитик CNews Analytics Вадим Ференец: «„Касперский“ взял новую для себя технологию и правильно сделал. Если не искать новые методы защиты информации, то обновления антивирусных сигнатур скоро не будут помещаться на винчестер».
Помимо прочего, эти технологии могли бы стать хорошим козырем при выборе защитного ПО, например, для военных, считает Ференец: «Их компьютеры часто не подключены к интернету, и их антивирусные базы обновляются с твердых носителей с задержкой. Новые механизмы безопасности защитили бы такие компьютеры в периоды устаревания баз».
По словам Ференеца, если элементы HIPS применяются в продуктах Symantec, Trend Micro и McAfee, то подобие технологии «whitelisting» найти пока трудно. Реализации «черных списков», в отличие от нее, действительно распространены относительно широко: так, Google при поиске отсекает с помощью аналога «черных списков» зараженные и фишинговые сайты.