Восточно-Сибирская железная дорога – филиал ОАО «РЖД» предлагает правительству Иркутской области и Республики Бурятия с 2009 года перейти на договорные отношения по обслуживанию пассажиров в пригородном железнодорожном сообщении. Как сообщает служба по связям с общественностью ВСЖД, принципиально важным для разработки и реализации политики в области транспортного обслуживания населения в пригородном сообщении является разделение всего объема перевозок на два сегмента – социальный заказ (выполняемый на основе договора с субъектом Российской Федерации) и коммерческие перевозки.
- Социальный заказ, под которым понимается не только перевозка граждан, имеющих льготы на проезд в соответствии с региональным законодательством, но и перевозка всех остальных граждан, осуществляемая по регулируемым тарифам, должен стать основой финансирования расходов компаний, осуществляющих пригородные пассажирские перевозки, - сказал начальник ВСЖД Анатолий Краснощек. - При этом государство (субъекты РФ) должно само определять объем указанного социального заказа для финансирования за счет бюджета.
Социальный заказ выполняется на основании договоров на осуществление перевозок, заключаемых между перевозчиками и уполномоченными органами субъектов. Тарифы, применяемые в социальном секторе, регулируются государством. Социальный заказ предполагает возмещение перевозчику за счет соответствующих бюджетов потерь в доходах, возникающих в связи с установлением льгот и преимуществ в соответствии с федеральным законодательством и нормативными актами субъектов, а также в результате государственного регулирования тарифов.
Выбор перевозчика должен осуществляться по результатам открытого конкурса, проводимого уполномоченным органом субъекта. Предметом конкурса является право выполнения социального заказа на одном или нескольких направлениях пригородного сообщения.
Договор на осуществление социальных перевозок должен определять виды, объемные показатели и стандарты качества перевозок, тарифы и порядок их регулирования в период действия договора, ответственность сторон и другое.
Коммерческие перевозки осуществляются по тарифам, устанавливаемым самим перевозчиком.
Напомним, в настоящее время пассажирские перевозки в пригородном сообщении являются планово-убыточным видом деятельности, поддерживаемым за счет финансового результата ОАО «РЖД». По словам начальника ВСЖД Анатолия Краснощека, существующие объемы финансирования пригородного комплекса позволяют поддерживать инфраструктуру, но не развивать ее, что в ближайшем будущем может привести к старению инфраструктуры.
За 11 месяцев работы Восточно-Сибирская железная дорога при организации пригородных пассажирских перевозок понесла убытки на общую сумму 1 млрд. 36 млн. рублей.
Опыт совместного финансирования пригородных пассажирских перевозок государством и бизнесом успешно реализуется во многих развитых странах мира и нежелание некоторых субъектов РФ перейти к такой системе может значительно тормозить процесс развития пригородного пассажирского комплекса России.
Источник: Телеинформ