Ольга Аросева. Другая жизнь пани Моники
"Другую жизнь пани Моники" можно считать сплошным эксклюзивом - в фильм вошли уникальные хроникальные кадры и видеоматериалы, неизвестные факты из жизни актрисы, касающиеся ее дружбы с Фаиной Раневской и Анной Ахматовой, а также сюжет о непростых взаимоотношениях Аросевых с семьей Молотова. А вот почему Леонид Брежнев не пропускал ни одного выпуска "13 стульев", как "Кабачок" однажды чуть не закрыли, и по какой причине все, связанное с этой передачей, председатель Гостелерадио Сергей Лапин контролировал лично? Обо всем этом зрители узнают, посмотрев документальный фильм "Другая жизнь пани Моники" на канале "ТВ Центр". В монологе главной героини этого фильма (а он будет произнесен в московской квартире Ольги Аросевой, на даче во Внуково и в гримерке Московского театра Сатиры) воспоминания о жизни, размышления о творческой судьбе, взгляд в будущее. Любимые числа незабываемой "пани Моники" 7, 13 и 21, а все потому, что именно в эти дни ей больше всего везет. Знаком судьбы Ольга Аросева считает даже тот факт, что она родилась в один день с человеком, перевернувшим жизнь всей ее семьи. С этой датой связана и такая давняя история. В 1935 году Александр Аросев, известный большевик, писатель и дипломат, привел своих дочек на Тушинский аэродром посмотреть авиационный парад. И вдруг рядом с его семейством раздался голос с сильным кавказским акцентом: "Что же вы, большие, встали, а маленьким ничего не видно? Чьи это девочки? Аросева?" Он взял сестер за руки и повел в первый ряд, а после парада спросил у Оли: "Сколько тебе лет?". - "21 декабря будет 10", - ответила девочка. Вождь усмехнулся в усы: "Ты смотри, оказывается, мы ровесники. Я тоже 21 декабря рожден - приходи, вместе праздновать будем". И вот Ольга Александровна вспоминает: "21 декабря, ничего не сказав отцу, я купила горшок с высоченной гортензией (так как дело было зимой, мне ее упаковали, как следует) и направилась в Кремль через Боровицкие ворота. Подхожу к сторожевой будке со свертком наперевес, а меня караульные окликают: "Ты куда?" - "К товарищу Сталину на день рождения", - говорю, а они уже обертку рвут на подарке: "Это что такое?" Завернутая гортензия, такая длинная, выглядела, как автомат. "Осторожнее, - прошу их, - там цветы, они могут замерзнуть". Как уж я ни орала, охранники все распотрошили, вынули горшок, потом удалились куда-то... Вскоре слышу оттуда хохот... выходят они: "Девочка, мы позвонили. Иосиф Виссарионович очень тебя благодарит, но он сейчас занят. Цветы мы ему передадим, а ты иди домой". Два года спустя, в 37-ом Александр Аросев, понимая, что в стране происходит что-то непоправимое, сам поехал к Ежову - поговорить, как коммунист с коммунистом, и не вернулся. Уже двенадцатилетняя Оля Аросева не побоялась написать Сталину, что не верит в виновность отца, но ответа так и не получила. В этом фильме - воспоминания актрисы о заграничном детстве, о родителях и сестрах, о последующей жизни в Москве, в знаменитом Доме на набережной, о войне и первых ролях в театре, о людях, с которыми ее свела судьба. Еще в пражском детстве выяснилось, что Ольга - прирожденная актриса. Рядом с советским посольством располагался известный в городе Театр на Виноградах, куда молодой театральный реформатор и пламенный коммунист Бертольд Брехт привез свою знаменитую "Трехгрошовую оперу", и заядлый театрал Александр Аросев отправился на представление вместе с дочками. Спектакль произвел на Олю такое впечатление, что она изрезала в лохмотья свое платье (как у нищих персонажей из постановки), и вместе с подружкой-чешкой из благопристойной, состоятельной семьи отправилась просить милостыню, рассказывая изумленным прохожим трогательную историю о том, будто мама их оставила, а папа денег не дает. Дело чуть не кончилось дипломатическим скандалом: в газете появилась заметка о дочери советского посла, собирающей подаяние. В начале тридцатых семья Аросевых вернулась в Москву и поселилась в знаменитом Доме на набережной, где у них бывали и Ромен Роллан, и Владимир Немирович-Данченко, и Александр Таиров с Алисой Коонен, и молодой Борис Ливанов, а Ольге так нравилось наблюдать за ними… Но счастье длилось недолго, и вскоре после ареста отца девочка отправилась в родной дом в последний раз - за своим велосипедом. Узнав об этом, вся семья страшно перепугалась. Но после Олиного визита матери все-таки разрешили забрать кое-что из вещей, и какая-то женщина, уже расположившаяся в их комнатах, шепотом посоветовала: "Возьмите часы вашего мужа... Они дорогие...". Но мама рискнула забрать лишь то, что полагалось по списку: туфельки, рубашечки... Почти всю жизнь Ольга Александровна имела, по ее признанию, лишь один полноценный документ об образовании - "корочки" с курсов водителей троллейбуса, полученные по настоянию Эльдара Рязанова, и только пять лет назад обзавелась вторым - на 80-летие вахтанговцы торжественно вручили ей диплом Щукинского училища. Тем не менее, за свои более чем 65 лет творческой жизни, эта актриса сыграла сотню ярких ролей на театральных подмостках и три десятка - в кино, самые известные из которых "Мы с вами где-то встречались...", "Девушка без адреса", "Берегись автомобиля", "Интервенция". Но до сих пор для большинства своих соотечественников она, прежде всего, "пани Моника" из культового "Кабачка "13 стульев". Художественный руководитель Театра Сатиры Валентин Плучек одно время не часто баловал Аросеву премьерами, а к концу 1960-х практически ее не замечал. Но неунывающей актрисе, которая ездила с концертами по провинциям, помогала всем понятная и родная "пани Моника". Авторы этой ленты вместе с Ольгой Аросевой побывают на репетиции спектакля "Как пришить старушку", "Идеальное убийство", "Триумф на Триумфальной", в которых она сегодня играет главные роли. В фильме принимают участие Александр Ширвиндт, Михаил Державин, ученик Ольги Александровны Геннадий Хазанов, сестра Ольги Аросевой Елена, актрисы театра Сатиры Зоя Зелинская и Вера Васильева, соседка по даче Лия Ахеджакова и молодые актеры театра Сатиры, с которыми Ольга Александровна сегодня выходит на сцену.