Вышел ежик из тумана

30 лет назад началась тяжба двух художников - Юрия Норштейна и Николая Гоголя. Складывается впечатление, что вся жизнь, все кино Норштейна ДО - было истоком "Шинели", разбегом "Шинели". 30 лет назад на полном ходу Норштейн врезался в "Шинель".
В Москве, в Марьиной Роще, в бедной еврейской семье жил мальчик Юра Норштейн. Он, конечно, не знал, что судьба его во многом будет схожа с судьбой Гоголя. У него будет много учеников, он будет учить их ремеслу, как учил его в детстве папа, наладчик деревообрабатывающих станков, "не отрываться от дела своей жизни ради заработка".
Норштейн верен этому завету, вот только нетерпеливые соотечественники попрекают его медлительностью. И постепенно, за 30 лет работы над "Шинелью", из которой он никак не может выйти, он стал великим отшельником. Однажды собратья вручили ему шутливый приз - "Золотую черепаху".
Норштейн покорил мир 36 лет назад, создав легендарного "Ежика в тумане". Позади - чуть менее знаменитые "Битва при Керженце", "Лиса и заяц", "Журавль и цапля". "Ёжик в тумане" был признан лучшим мультфильмом всех времён и народов по результатам опроса кинокритиков и мультипликаторов разных стран. Спустя три года Норштейн поражает мир "Сказкой сказок". В 1984-м, по результатам другого международного опроса, проведённого Академией Киноискусства совместно с Голливудом, "Сказка" признана "лучшим анимационным фильмом всех времен и народов". К этому моменту режиссер уже три года работал над "Шинелью".
30 лет тяжбы Норштейна с Гоголем. Сотни безответных вопросов одного к другому, оставившему о себе одну большую тайну. Тайной остается и то, почему Норштейн не может закончить свой фильм? Нам, его современникам, остается лишь осторожно прислушаться к художнику, прикоснуться к тайне его мучительного творческого процесса.
Чувствительные японцы раньше других распознали в Норштейне учителя, гения. Более 20 раз они приглашали его вести в Токио мастер-класс, по заказу японских коллег Норштейн сделал фильм "Зимние дни" по стихам великого японского поэта Басё. Норштейну была вручена главная правительственная награда Японии - Орден Восходящего солнца. На производство "Шинели" подчас не было ни сил, ни денег.
Развал страны стал личной трагедией мастера. Дети выросли, жена Франческа переехала жить на дачу. Чтобы создать свою студию, Норштейну пришлось покинуть свой дом и обосноваться в помещении студии, где мастер живет и по сей день в окружении сотен эскизов Акакия, глядящего на него со всех стен.
В фильме мы побродим вместе с мастером по Москве, по местам его детства, вернее, того, что от них осталось, будем следить за тем, как он колдует в своей мастерской, в поисках образов и состояний Башмачкина, вспоминает работу над фильмами, которые принесли ему мировую славу. Здесь, в студии, Норштейн сам продает свою книгу "Снег на траве". Книга о связи времен и культур, о том, какими смыслами мы наделяем свою жизнь. Труд поистине уникальный.
Уникальные кадры, запечатлевшие работу режиссера над фильмами "Сказка Сказок" и "Шинель", общение мастера с друзьями и коллегами предоставлены Юрием Норштейном эксклюзивно для нашего фильма. Специально для фильма приобретены кадры мастер-классов Норштейна в Токио в период подготовки к съемкам фильма "Зимние дни", в доме поэта Басё.
В фильме принимают участие близкие и друзья Юрия Борисовича, в том числе народный артист СССР Алексей Баталов, режиссер Отар Иоселиани, лауреат премии "Оскар" японский режиссер Хаяо Миядзаки, доктор искусствоведения Паола Волкова, писатель Людмила Петрушевская, подруга детства Галина Смирнова, брат Григорий Норштейн, сын Борис Норштейн и другие.