Тайны нашего кино. Гусарская баллада

50 лет назад на советские экраны вышел фильм Эльдара Рязанова "Гусарская баллада". И хотя режиссер получил серьезный государственный заказ - снять к юбилею Бородинской битвы героическую картину, у него получился веселый водевиль. Как такое могло случиться и как снимали музыкальную комедию, расскажет Иван Усачев в программе "Тайны нашего кино". Фильм "Гусарская баллада" родился из пьесы Александра Гладкова "Давным-давно". Спектакль о бравой девице шел в Театре Красной армии и имел оглушительный успех. Сюжет был абсолютно выдуманным и автор пьесы даже не догадывался, что у его героини был реальный прототип - кавалерист-девица Надежда Дурова. Биография будущей героини России с самого начала складывалась нетрадиционно для барышень того времени. Маленькая Надя Дурова отказывалась вышивать, а куклам предпочитала самодельные сабли. Наверное, все потому, что, по сути, воспитывал девочку денщик ее отца, военный Астахов. Вот и росла Надя настоящим сорванцом. Впрочем, ради приличия, потом ей пришлось выйти замуж и даже родить ребенка. Но во время войны с наполеоновской Францией Дурова приняла участие в нескольких крупных сражениях. При этом целых десять лет она скрывала свой пол! Как отреагировал на женщину в мундире император Александр Первый? Кто назвал Надежду кавалер-девицей и раскрыл ее секрет миру? Историю Дуровой расскажут ее потомки, которых авторы "Тайн нашего кино" искали по всему миру. Факты жизни бравой кавалер-девицы, практически случайно легшие в основу "Гусарской баллады", принесли немало сложностей режиссеру Эльдару Рязанову. - Теперь представьте, как трудно ему было найти актрису на роль Шурочки Азаровой. Нужна была артистка, которая одинаково хорошо смотрелась и в пышном платье, и в гусарском костюме. Имела бы высокий голосок, но иногда могла бы говорить басом, - говорит шеф-редактор программы Юлия Микитенко. Первой на роль Шурочки пробовалась Людмила Гурченко. Но у будущей примы были какие-то неприятности дома, и она сыграла откровенно плохо. Да и худоба Гурченко смущала Рязанова - скакать в двадцатикилограммовой амуниции ей было бы тяжело. В итоге Людмиле отказали. Каждый день пробы на роль Шурочки проходили две-три актрисы. Но режиссер всех отвергал. Не избежала этой участи и Светлана Немоляева. "Рязанов говорит: "В общем-то, неправильно даже, что я тебя пробовал, потому что ты такая была все-таки пухленькая, формы были и здесь и вот здесь. Мальчика из тебя не получалось", - вспоминает Светлана Владимировна. И вот однажды помощники режиссера показали Рязанову еще несколько фотографий выпускниц ГИТИСа. Среди них была и Лариса Голубкина. "Как известно, природа способна на многое, она может создать чудо. И вот специально для нашей картины природа поднатужилась и создала Ларису Голубкину", - говорит теперь Эльдар Александрович. Так юная Лариса стала кавалерист-девицей. - Меня повезли шить костюм в Театр киноактера, - вспоминает Голубкина. - Там был такой закройщик-мужчина по фамилии Затирка. И у него был такой специфический акцент. Когда он меня увидел, он сказал: "Ну что, вы попали в правильные руки. Вы знаете, кто шил Орловой первый костюм? Я! Что с ней стало? Она стала известная актриса! И вот я вам тоже шью первые брюки, вы посмотрите, кто вы будете...". И ведь как угадал этот закройщик! После выхода фильма в прокат Голубкина стала настоящей звездой, у нее появилось множество поклонников. На что потратила актриса свой первый гонорар? Какую тяжелую травму получила во время съемок одной из сцен? И почему именно Юрий Яковлев стал поручиком Ржевским, хотя на эту роль пробовались Сергей Юрский, Александр Лазарев и Вячеслав Тихонов? За десять дней до выхода картины в прокат в "Мосфильм" неожиданно приехала тогдашний министр культуры Екатерина Фурцева. И Эльдар Рязанов вместо похвалы услышал только яростную критику. Оказалось, что министру не понравился актер Игорь Ильинский в роли Кутузова. "Комик не может играть великого полководца!", - возмущалась Фурцева. На какую хитрость пошел режиссер, чтобы отстоять актера и фильм, узнаете из программы. Также Иван Усачев расскажет, как в картину попала Татьяна Шмыга, какие киноляпы может заметить внимательный зритель, где снимали приезд Кутузова и имение Азаровых и о многом другом. Все самое интересное - в программе "Тайны нашего кино".

Производство: Россия, 2013 г.

Возрастные ограничения: 12+.