Про доброе старое кино
В этой программе было все: светская хроника, новинки кино, кадры со съемочной площадки, интервью с известными людьми. Этот фильм о том, как "Кинопанорама" дарила стране новые имена, воскрешала старые, ломала стереотипы и нарушала запреты. Мы расскажем об истории создания программы и о том, как она повлияла на судьбы артистов. 1962 год. Август. Главная редакция кинопрограмм. Режиссёр Ксения Маринина и её коллеги готовят настоящую "бомбу". Такого на телеэкране ещё не было: всё самое популярное, что есть о кино под "одной крышей"! Создатели "Кинопанорамы" делают ставку на ведущего. Им стал актер Зиновий Гердт. До этого он вел "Киноконцерт", который был очень популярен. Создатели "Кинопанорамы" надеялись повторить успех. Они даже не предполагали, что превзойдут его в десятки раз. После выхода первой "Кинопанорамы" редакцию завалили письмами. А в телеграммах будет всего два слова: "Кинопанораме - да". "Первооткрыватель" Зиновий Гердт всех устраивал: талантливый, обаятельный и хорошо разбирается в кино. Но мало кто знал, что Гердт очень застенчив и не любит работать в кадре. Через год после запуска "Кинопанорамы" Гердт сбежал на гастроли. Пришлось искать нового ведущего. За 30-летнюю историю программы через неё прошли 52 ведущих. Одним из самых запоминающихся стал Алексей Каплер. История его жизни могла бы лечь в основу сценария фильма. Начиналось все как в сказке. Жена - актриса, звезда. Сам Каплер - успешный киносценарист. Но внезапно осенью 1942-го в жизнь Алексея Каплера входит Светлана Аллилуева, дочь Сталина. Эта встреча станет для него роковой. За несколько месяцев романтики Алексей Каплер заплатит десятью годами лагерей. Советская власть сделала все, чтобы стереть его имя из истории кино. Из библиотек страны изъяты все его сочинения. Из картин вырезаны титры с его именем. Но после смерти Сталина кошмар закончится. Каплера выпустят из лагеря одним из первых. Он словно выиграл джек-пот. Каплер получает фантастическую сумму - 150 тысяч рублей - от своего друга Михаила Ромма. Оказывается, Ромм все эти годы копил гонорары за их совместные фильмы. Алексей Каплер строит дачу, нанимает прислугу, покупает дорогой автомобиль. Потом встречает свою третью жену - молодую поэтессу Юлию Друнину. А еще через год Каплера приглашают вести "Кинопанораму". После Каплера ведущим "Кинопанорамы" становится актёр Юрий Яковлев. Он мечтает позвать в гости свою любимую актрису - Любовь Орлову. Для актрисы это был, пожалуй, самый тяжелый период в жизни. После войны Любовь Орлова почти не снималась. Но жить без кино она не могла. Ей вдруг захотелось повторить триумф тридцатилетней давности. Снова, как в "Веселых ребятах", сыграть роль на века. Это был фильм "Скворец и лира". Хороший шанс для Орловой. Правда, ей уже 72, а героине - всего 30. Но Орлова уверена: "Я справлюсь!" Во время съемок становится понятно: никакой грим и ухищрения оператора не помогут создать иллюзию молодости на экране. Если верить слухам, когда актриса увидела, что получилось, сама добилась запрета на показ этого фильма. Говорят, увидев себя в фильме такой старой, она заплакала. И тут - приглашение сняться в "Кинопанораме". Орлова тут же согласилась. Она приехала на передачу, будучи тяжело больной. И ни один из зрителей не догадался, что это был последний триумф звезды. Через несколько дней Любови Орловой не стало. Эльдар Рязанов на вопрос, что дала ему "Кинопанорама", отвечает: "Ничего". Он пришел в программу уже известным режиссёром. Уже вышли на экран его фильмы: "Карнавальная ночь", "Зигзаг удачи", "Ирония судьбы", "Служебный роман"… Бросать работу в кино он явно не собирался, но тем не менее согласился вести "Кинопанораму". И в первом же выпуске Рязанов даёт понять: он пришёл сюда со своими установками. Отказывается работать по чужому сценарию, заранее подготовленным текстам. Любую редактуру воспринимает болезненно. О непростом характере ведущего ходят легенды. Кого хочу, того снимаю, а ещё хвалю или ругаю. В историю передачи он явно планирует войти как самый яркий ведущий. И это у него получилось. Программа просуществовала 30 лет. И стала настолько престижной, что даже западные звёзды считали за честь в ней появиться. Симона Сеньоре, приехав на Московский кинофестиваль, сама попросилась в программу. "Кинопанорама" давала возможность не только послушать западных и советских звезд, но и посмотреть, во что они одеты. Людмила Гурченко первый раз появилась в программе в конце 60-х. Для нее это был не просто эфир, это был шанс вернуться на большой экран. В 1956 году после выхода на экраны "Карнавальной ночи" Гурченко в одночасье стала звездой. Зрители ждали новых фильмов с молодой актрисой в главной роли. Но Гурченко исчезла с экранов. В карьере актрисы началась длинная черная полоса. Снимать-то снимали, только вот на десятых ролях. Разорвать этот замкнутый круг удалось только автору "Кинопанорамы" - Ксении Марининой. Появление в "Кинопанораме" для всех режиссеров значило, что актрису наконец-то можно снимать… В фильме приняли участие: Ксения Маринина, Иосиф Кобзон, Вениамин Смехов, Карен Шахназаров, Андрей Кончаловский, Евгений Стеблов, Георгий Юнгвальд-Хилькевич, Виктор Мережко, Светлана Ялович, Нона Голикова и др.
Продюсер: Андрей Сычев, Олег Вольнов.
Режиссер: Константин Мурашев.
Автор: Татьяна Сорокина-Арт.
Производство: Россия.