Иду на таран
Акт бездумного самопожертвования, жест отчаянья, анахронизм Второй мировой - это первые мысли, которые возникают при слове "авиатаран". На самом деле русские лётчики - единственные в мире - до сих пор не только рассматривают, но и используют таран как вид воздушного боя, хоть этот шокирующий факт принято скрывать. Почему? После войны пилотам, по сути, было запрещено говорить о том, что авиатаран по-прежнему применяется. 1 мая 1960 г. один из героев фильма, лётчик Игорь Ментюков, по приказу командования должен был таранить самолёт-шпион Фрэнсиса Пауэрса. Однако настоящий расцвет "таранной войны" советских ВВС пришелся на... 80-е годы ХХ столетия, когда отечественная авиация располагала (как это ни парадоксально) самыми совершенными в мире боевыми самолётами. Об этом рассказывают лётчики-истребители Валентин Куляпин (таран самолёта-нарушителя границы 1981 г. в Азербайджане, который советская пропаганда упорно выдавала за "случайное столкновение") и Владимир Чернявский (угрозой тарана в 1987 г. сорвал разведрейды английских ВВС). Также в фильме - история авиатарана Василия Цымбала в 1987 г., когда разгорелся настоящий международный скандал между СССР и Норвегией. Данный перечень не полон и, по утверждению самих пилотов, не закончен. Этот фильм - своего рода расследование. В нём впервые будет освещена самая закрытая страница истории современных ВВС (ставшие достоянием гласности случаи таранов официально всегда выдавались за случайные столкновения). Впервые в мире авиатаран как боевой приём был использован в 1914 г. именно русским лётчиком Петром Нестеровым против австрийского самолёта-разведчика. При этом Нестеров, вопреки пропаганде, жертвовать собой отнюдь не собирался. В годы Великой Отечественной советские пилоты совершили более 600 таранов (сравнимых цифр нет ни у одной армии тех лет), что, по сути, позволяет сравнивать их с японскими смертниками-камикадзе. На самом деле никакого "героического самоубийства" не было: 2/3 лётчиков не только выживали - они порой даже продолжали вести бой на том же самолёте. Более того - некоторые советские лётчики совершали таран дважды и даже трижды. Таким образом, на месте "бездумного самопожертвования" появляется тактика. Об этом расскажет генерал-майор ВВС Виталий Поляков, лично таранивший в 1943-м на горящем истребителе немецкий бомбардировщик - этот человек, наверное, последний оставшийся в живых участник тех вроде бы известных событий. И, как выясняется, об авиатаранах Великой Отечественной мы тоже почти ничего не знаем. Ведь противостоящие советским ВВС лётчики Люфтваффе были достойными противниками: они тоже хорошо знали, что такое авиатаран.
Автор сценария: Александр Мержанов.
Режиссер: Александр Мержанов.
Продюсер: Александр Островский.
Производство: Россия, 2013 г.
Возрастные ограничения: 12+.